Пассажирский транспорт 

Государственная поддержка электротранспорта

По мнению многих экспертов, распространение электромобилей позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в крупных городах и густонаселённых территориях. Во многих странах мира приняты национальные программы развития электротранспорта, предусматривающие различные методы стимулирования производителей и покупателей электромобилей.  

В таблице ниже представлен обзор наиболее значимых национальных программ господдержки электротранспорта и методов их реализации.

Страна

Описание программы


Китай

Мировой лидер по количеству выпускаемых и используемых электромобилей. Суммарный объём господдержки – $15 млрд. до 2015 года.

С 2009 года предусмотрено государственное субсидирование приобретения электробусов длиной более 10 м в размере $79 000, электромобилей в размере $8 800. Заявленное количество электромобилей к 2012 году – 500 тыс.


США

Больше всех в развитие электромобилей вкладывают США. Инвестиции в инфраструктуру, НИОКР в области развития электромобилей составляют более 27 трлн. долларов.

До 2015 г. общий объём налоговых льгот, стимулирующих спрос на EV, составит $750 млн. Приобретение электромобилей субсидируется из федерального бюджета в размере 50% от стоимости, но не более $7 500, дополнительно из бюджетов Штатов до $8000.

Всего за счёт Программ стимулирования производства и спроса электромобилей предполагается увеличить их парк к 2015 г. до 1 млн.


Япония

Первая страна, в которой появились программы стимулирования (1996г).

Планируется, что к 2020 г. продажа электромобилей в Японии составит 15-20% от общей доли новых проданных машин (около 1 миллиона электромобилей в год).

В Японии действуют наибольшие в мире льготы на приобретение электромобилей, которые суммарно составляют до трети от их стоимости.


Евросоюз

Более половины стран Европейского Союза оказывают господдержку электромобильному сектору.

Общее руководство и координацию деятельности стран-членов ЕС в области господдержки электромобилей, а также частичное их финансирование осуществляется Европейской комиссией.


Франция

Согласно национальному плану развития, к 2020 году на дорогах Франции должно появиться до 2 млн. электромобилей и 400 тыс. зарядных терминалов. Заявленный объём господдержки – $2,2 млрд. до 2015 г.

Правительством выделено $50 млн. на компенсацию 50 % затрат на создание инфраструктуры электрозаправок.

С 2012 г. покупатели электромобилей получают супербонус до € 5 тыс (не более 20% от покупной цены). Госзакупки - до 100 тыс. электромобилей до 2015 года.

Выделение €250 млн. на льготные кредиты в рамках Программы «Auto Pact». Действуют налоговые льготы по транспортному налогу, налогу на выбросы, таможенные пошлины.


Германия

В рамках «Национального пакета мер по стимулированию экономики – II» утверждена Программа ускорения развития и внедрения электромобилей, согласно которой число электромобилей к 2020 году составит - 1 млн.. Планируемый объём субсидий со стороны государства – € 4 млрд. до 2015 г.


Италия

Парламентская комиссия Италии по транспорту в 2011 приняла систему льгот для приобретения электромобилей (от €5000 в 2012 г. с постепенным снижением до €1000 в 2015 г.). Планируется к принятию закона о государственном финансировании созданию сети заправочных станций и инфраструктуры для электротранспорта в размере €150 млн.


Португалия

Принята Национальная энергетическая стратегия, согласно которой к 2020 году 10% всего автотранспорта будет заменено на электромобили.

Реализация различных мер стимулирования: правительственная субсидия в размере €5000 на первые 5000 проданных в стране электромобилей. Поощрение в размере €1500 при замене старого авто на электромобиль.

Электромобили не облагаются транспортным, дорожными и регистрационными налогами.


Бельгия

Установлена норма снижения налога на прибыль с физ. лиц составляет 30% от цены нового электромобиля (до €9190). Для юр. лиц предусмотрена возможность предъявлять к налоговому вычету до 120 % расходов на покупку электромобилей. Система «бонус-малус» предоставляет владельцам экологичных авто бонус, а владельцам авто с повышенным уровнем выбросов – штраф.


Великобритания

Правительственная Программа предусматривает создание необходимой инфраструктуры для электромобилей (4 тыс. зарядочных станций к концу 2012 г.), до 220 тыс. электромобилей к 2020 году, 80% декарбонизация автотранспорта страны до 2050 г., £400 млн. – размер выделенной господдержки для покупателей электромобилей.

Выделение с 2011 г. грантов из госбюджета на приобретение электромобилей в размере 25% от его стоимости (ограничение до £5000).

Электромобили не облагаются акцизом, налогом на автомобили, налоговый вычет для юр.лиц составляет 100% от суммы амортизации за первый год эксплуатации, бесплатный проезд и парковки в Лондоне.

Государственный заем в размере £380 млн. заводу Nissan на разработку технологий для производства электромобилей.


Канада

В Онтарио с 2010 г установлено правило возврата части суммы (до $8 тыс. для электромобилей и до $50 тыс. для электробусов) для первых 10 тыс. покупателей. Действует компенсация стоимости строительства электрозаправок (50% , но не более $30 тыс. на одну заправку).

Предоставление специального «зелёного номера» дающего право проезда по выделенным полосам движения для общественного транспорта и использования льготного тарифа при зарядке на муниципальных заправках.

Вопросы экологии становятся актуальными и России. На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономии России от 27.06.2011 г. Президентом России Д.А. Медведевым была отмечена необходимость принятия государственных мер поддержки развития «зелёных» технологии и поэтапной замены муниципального транспорта на электромобили.

В настоящее время, специалисты компании «Лиотех» готовят для правительства РФ свои предложения по мерам господдержки, необходимой для стимулирования замены устаревшего муниципального транспорта на современные электробусы отечественного производства.