Пассажирский транспорт 

Производители ЛИА

Зарубежные аналоги.

Основными зарубежными аналогами-производителями литий-ионных аккумуляторов являются: A123 Systems, Altair Nanotechnologies, Samsung SDI, Ener1 Battery Company, Dow Kokam, Saft Batteries, BYD, Valence Technology.

A123 Systems производит ячейки, аккумуляторные модули и готовые на их основе накопители энергии для транспорта, электроэнергетики и прочих потребителей. По прогнозам компании ее производственные мощности на конец 2011 года должны достичь 660 МВт*ч/год. Литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи A123 создаются на основе оригинальной технологии Nanophosphate. Компания изготавливает аккумуляторные ячейки, как в цилиндрическом, так и в призматическом корпусах.

Altair Nanotechnologies специализируется на производстве оригинального анодного материала из титаната лития (LTO), а также аккумуляторных модулей и накопителей энергии для электроэнергетики (основной рынок), транспорта и ИБП. В то же время изготовлением аккумуляторных ячеек для Altairnano занимаются два внешних производителя: корейские Kokam и Eig Ltd.

Samsung SDI также является заметным производителем: в 2010 г. мощности компании составил 960 млн литий-ионных ячеек в год (в основном, для потребительской электроники). Кроме того, Samsung SDI поставляет накопители энергии для электроэнергетики. Предложения компании в этой сфере основываются на собственных крупноформатных литий-железофосфатных ячейках емкостью 50 А*ч и варьируются от небольших хранилищ для распределительных сетей (Community Energy Storage – CES), до крупных накопителей энергии, способных оказывать системные услуги (Energy Storage System).

Ener1 Battery Company производит литий-ионные аккумуляторы и системы на их основе для транспорта, электроэнергетики и розничных потребителей. Производства расположены в США, штат Индиана и Корее. Прогноз производственных мощностей на 2011 год по всему Ener1 – 253 МВт*ч. 

Dow Kokam - совместное американо-южнокорейское предприятие производит литий-полимерные ячейки, аккумуляторные модули и системы на их основе для транспорта, промышленности, оборонного комплекса и ИБП. Компания располагает существенными производственными мощностями: 150 МВт*ч ячеек в год в Ю. Корее, 33 МВт*ч – в США (Миссури) и сборка 150 000 аккумуляторов в год (105 МВт*ч) во Франции. Кроме того, в 2012 году планируется запуск в США (штат Мичиган) большого завода мощностью 1,2 ГВт*ч.

Saft Batteries на основе собственных литий-ионных аккумуляторов разработала контейнеризованные накопители Intensium Max, которые могут использоваться в электроэнергетике для поддержки работы возобновляемых источников энергии. Основа накопителей энергии – аккумуляторная цилиндрическая ячейка VL41M с катодом на основе оксида никеля. Несколько таких ячеек формируют аккумуляторный модуль, который и является основным элементом накопителя энергии.

BYD (Китай), производящая электромобили, солнечные батареи, инверторы и литий-ионные аккумуляторы, расширила свою продуктовую линейку в область НЭ для электроэнергетики. Основой построения таких систем являются широкоформатные литий-железофосфатные ячейки Fe battery.

Российские аналоги.

В России аналогичной продукции не производится.

Несколько российских заводов производят литий-ионных аккумуляторов значительно меньшей емкости и уступающие по характеристикам аккумуляторам Лиотех:

НПО ССК, АК Ригель, НИИХИТ-2, ОАО «НИАИ «Источник», ОАО Энергия.

Литий-ионные аккумуляторы Лиотех значительно легче аналогов (свинцово-цинковых, никель-метал-гидридных и других типов батарей). Текущие характеристики предлагаемых к производству батарей существенно превосходят характеристики батарей, выпускаемых сейчас в России.

НПО ССК совместно с Индийской корпорацией энергосберегающих технологий (INPSC) разработала технологию изготовления литий-ионных модулей емкостью до 1000 А*ч и напряжением до 300 В. Основой комплектования и коммутации таких батарейных сборок являются гальванические элементы, ёмкостью 10-20 А*ч.

АК Ригель выпускает литий-ионные аккумуляторные модули емкостью до 260 А*ч путем комплектования из аккумуляторных батарей емкостью 1,5 – 15 А*ч. Технические показатели хуже, чем у конкурентов (см. таблицу ниже).

Сравнительные характеристики аккумуляторов:

Производитель

Емкость, А*ч

Номинальное напряжение, В Ток разряда пост/имп Количество циклов Удельная энергоемкость, Вт*ч/кг Теипературный диапазон, C

A123 Systems

20

3,3

1,3C/35C

>1000

108

-30/+55

Altair Nano

50

2,3

6C/10C

>3000

72

-40/+55

Ener1 Battery

16,7/40

3,3-3,7

0,5C/10C

н/д

150

0/+45

Dow Kokam

5/200

3,6

2C/4C

>800

125/185

0/+40

Saft Batteries

41

3,2

3C/8C

>1500

136

-25/+60

BYD

40/1000

3,2

4C/40C

>3000

100/120

-45/+85

International Battery

40/160

3,2

2C/5C

>3000

88/97

0/+50

Valence Technology

40/138

12,8

2C/30C

>2500

79/91

-10/+50

АК Ригель

15/260

3,6

0,2C/2C

<1000

100/120

-30/+50