Электромобильная экспансия

14 февраля
2011
Отрасль

Немецкий химический концерн BASF начал активно инвестировать в разработку технологий для электромобилей, считая это направление одним из наиболее перспективных

В формирующейся отрасли электромобильных технологий, где норма прибыли очень сильно зависит от емкости производимых аккумуляторов, BASF сможет стать важным игроком

Исследования и разработки — основа нашего стабильного будущего. В области исследований BASF делает ставку на преемственность. Даже в тяжелые времена мы наращивали свое участие в этой сфере», — член совета директоров концерна BASF Андреас Краймайер светился гордостью, когда представлял журналистам исследовательский бюджет концерна за прошедший год. Причины для гордости действительно есть. За последние пять лет BASF стал одним из крупнейших инвесторов в НИОКР в Германии. Объем инвестиций концерна в исследования с 2005-го по 2010 год вырос почти в полтора раза — с 1,06 до 1,5 млрд евро. В исследовательских подразделениях концерна трудится 9,6 тыс. человек, но главное — BASF удалось сделать свои разработки экономически эффективными даже в краткосрочной перспективе.

В 2005 году критерий эффективности был определен так: в 2010 году выручка от продажи продуктов и решений, разработанных в течение последних пяти лет, должна составлять не менее 6 млрд евро. «Эту планку мы даже превысили», — заявил Андреас Краймайер. Новая цель концерна — повысить этот показатель к 2015 году до 8 млрд евро.

Главной статьей исследовательских расходов концерна в последние годы остается разработка сельскохозяйственных технологий и биотехнологий. Суммарно на эти два направления приходится более 40% НИОКР. Речь идет не только об удобрениях и ядохимикатах, используемых в сельском хозяйстве, но и о генно-модифицированных растениях, разработанных BASF. Так, в прошлом году концерну удалось добиться разрешения властей Евросоюза на выращивание картофеля Amflora, содержащего значительное количество крахмала и являющегося интересным сырьем для бумажной промышленности.

Разработки на чужом поле

Между тем в структуре расходов концерна на НИОКР появляется новая значимая графа — разработки в области электромобильной техники. Это стремительно развивающееся направление может стать таким же локомотивом развития концерна, каким в последние годы были аграрные и биотехнологии. «В течение ближайших пяти лет на исследования в области батарей для электромобилей будет потрачено несколько сотен миллионов евро. Эти инвестиции охватывают как собственные проекты BASF, так и сотрудничество с партнерами», — заявил «Эксперту» представитель BASF Кристиан Бёме. «Для BASF эти сферы бизнеса особенно интересны, поскольку они связаны с уже имеющимися ноу-хау. Например, для производства катодных материалов для батарей важны те же ноу-хау, которые необходимы для производства катализаторов», — сказали «Эксперту» в BASF. В компании подчеркивают, что BASF намерен оставаться поставщиком инновационных материалов для батарей, в первую очередь катодных материалов, но также и электролитов, однако, не собирается производить готовые батареи.

Отраслевые эксперты положительно оценивают активность BASF на новом технологическом рынке. «Рынок электромобильных технологий пока что относительно открыт. Это значит, что тот, кто вовремя сможет позиционировать себя на нем с хорошими продуктами, обеспечит себе успех на долгое время. Оценивая BASF, можно исходить из того, что в формирующейся области электромобильных технологий, где норма прибыли очень сильно зависит от емкости производимых аккумуляторов, BASF сможет стать важным игроком», — сказал «Эксперту» аналитик Свен Киррманн из отраслевой организации eMobilität. По его же мнению, инвестиции BASF все-таки стоит рассматривать как пробный шар. «Эти инвестиции, конечно, разумны, поскольку электромобили станут одним из мегатрендов ближайшего десятилетия. Однако при полуторамиллиардном исследовательском бюджете инвестиции в несколько сотен миллионов в течение ближайших пяти лет не назовешь очень уж большими. С общеэкономической точки зрения эта сумма явно недостаточна — и все-таки можно только приветствовать, что BASF, а также ряд других компаний подают хороший пример. Надеюсь, что другие компании тоже встанут на этот путь», — сказал г-н Киррманн.

Закрепиться в США

Крупнейшим конкретным проектом в рамках планируемых инвестиций BASF станет вложение более 50 млн долларов в строительство линии по производству материалов для автомобильных батарей в американском городе Элирия, штат Огайо. Завод, получивший также субсидии объемом 24,6 млн долларов от американского министерства энергетики, начнет работу в 2012 году. Его продукция — катодные материалы — должна быть востребована производителями литий-ионных батарей для гибридных автомобилей и автомобилей с исключительно электрическим приводом.

Американский рынок сегодня весьма привлекателен для компаний, работающих в области электромобильных технологий. Правительственные субсидии и большая емкость рынка приводят к тому, что в стране возникают настоящие кластеры электромобильной промышленности — от производства сырья до конечных линий сборки. «Сейчас в США стимулируется как потребление технологии (через субсидии покупателям), так и производство (через субсидии компаниям-производителям). Совершенно неудивительно, что в индексе EVI, созданном совместно немецким журналом WirtschaftsWoche и консалтинговым агентством McKinsey, США получили первое место в области электромобильных технологий», — комментирует Свен Киррманн. Напомним, что только одна японская Nissan планирует производить на заводе в Смирне, штат Теннеси, 160 тыс. электроавтомобилей и 200 тыс. батарей в год.

Строительство завода в Элирии — это очевидная попытка BASF встроиться в создающийся в США электромобильный кластер и заполнить нишу производителя сырья для батарей раньше, чем это сделают другие компании. «Типичная инвестиция в пятьдесят миллионов долларов дает на выходе завод катодных материалов, способный производить до двух тысяч тонн материалов в год — это сырье примерно соответствует потребностям производства 60 тысяч батарей для электромобилей. Сегодня известно, что производители катодных материалов планируют увеличить свои производственные мощности на 75 процентов к 2015 году. Это требует инвестиций примерно в 750 миллионов долларов. С этой точки зрения планируемые инвестиции BASF в несколько сотен миллионов евро представляются разумными», — сказал «Эксперту» партнер Roland Berger Strategy Consultants Вольфганг Бернхарт.

По его мнению, несмотря на то что BASF — новый игрок в этой сфере, шансы концерна стать одним из лидеров отрасли очень велики: «На данный момент около 60 процентов рынка сырья для производства батарей контролируется тремя крупнейшими производителями. Китайские производители, а также собственные ресурсы компаний покрывают еще 20 процентов. Но новые требования к батареям, предъявляемые автомобильной отраслью, — в первую очередь энергетические параметры, продолжительность рабочего цикла и так далее — дают возможность прихода на рынок новых игроков, которые обладают хорошими технологиями и знаниями в области материалов», — сказал Вольфганг Бернхарт.

Исследования в Европе и США

Вторым важным направлением инвестиций BASF в области электромобильных технологий будет финансирование разработки материалов батарей, рассказали «Эксперту» в BASF. Речь идет о научных центрах концерна в немецких Людвигсхафене и Карлсруэ, а также в американском Бичвуде, штат Огайо. «Исследовательская сеть, которой располагает BASF для работ в области батарей, в первую очередь будет заниматься доводкой литий-серной технологии. Литий-воздушная технология пока что требует слишком много фундаментальных исследований», — сказал «Эксперту» Кристиан Бёме. Литий-серная технология обещает существенно повысить емкость аккумуляторов и в перспективе дать электромобилям возможность проезжать на одной зарядке до 800 км вместо сегодняшних 150–200.

Эксперты, однако, сдержанно относятся к перспективам технологического прорыва в отрасли. «Литий-серная и литий-воздушная технологии наряду с литий-полимерными батареями являются наиболее активно обсуждаемыми альтернативами имеющимся литий-ионным батареям, и, разумеется, BASF будет изучать эти возможности. Однако поскольку эти технологии требуют значительного объема исследований, BASF будет пытаться оптимизировать литий-ионную технологию, системы управления батареями, производственные методы и прочее, чтобы быть в состоянии предложить продукты исходя из краткосрочных результатов исследований», — поделился с «Экспертом» своими соображениями Свен Киррманн из eMobilität.

Поделиться
Другие материалы
04 августа
2020 10:44:00
РОСНАНО и УК «Энергосистемы» будут развивать ВИЭ в изолированных районах
Компания
14 июля
2020 10:00:00
“Лиотех” поддаст басов
Компания
29 июня
2020 11:51:00
Спущен на воду полностью электрический катамаран
Компания