В городе Сочи 19 сентября прошёл семинар «Энерго- и природосберегающие технологии для Олимпиады и города-курорта Сочи», организованный компанией Лиотех, являющейся дочерним предприятии ОАО «Роснано». Участие в мероприятии приняли партнеры и единомышленники в вопросах внедрения «зеленых» технологий: производственные предприятия, инжиниринговые и проектные компании, институты развития и государственной власти.
Целью семинара стало обсуждение перспективных разработок в области энерго- и природосбережения, а также проблем, связанных с их внедрением. Место проведения семинара выбрано не случайно. Именно здесь, на объектах ГК «Олимпстрой», проходят тестовую апробацию автономные уличные осветительные системы, использующие энергию солнца и ветра, а также накопители энергии на литий-ионных аккумуляторах. Эта инновационная разработка была создана совместными усилиями компаний ООО «Лиотех», ООО «ОптиЛайт», ОАО «Амира» и ООО «Хевел», объединенных кластерным соглашением.
Генеральный директор компании «ОптиЛайт» Виталий Бегарь рассказал о первых результатах испытаний и преимуществах этой разработки. «Система полностью автономна, дистанционное управление с мобильного телефона позволяет отслеживать зарядку накопителей и потребление энергии. Благодаря накопленной энергии в литий-ионных аккумуляторах, фонарь может работать до 3 дней в отсутствии солнца и ветра. Наши специалисты оценивали преимущества использования автономных систем для освещения велодорожек московского парка «Теплый Стан». Предварительные расчёты показали, что на проектировании, строительстве и эксплуатации экономия составляет до 4 миллионов рублей – не нужно тянуть кабели и провода, нет расходов на электроэнергию, дешевле обслуживание. К нам приходит до десятка запросов ежедневно, но как только закупка планируется по 94-ФЗ, все спускается на тормозах. Закон учитывает стоимость покупки, а не стоимость владения. В результате, конкурсы выигрывают более дешёвые решения, уступающие по режимам эксплуатации, эффективности и сроку использования». Солидарной с «ОптиЛайтом» была позиция компании «Хевел», представитель которой отметил, что «для массового внедрения «зеленых» технологий в нашей стране необходимо принятие специальной государственной политики». «При реализации пилотных проектов крайне важно взаимодействие с проектировщиками. Чтобы сделать результаты проекта типовыми, пригодными для массового внедрения, необходимо обеспечить их полное соответствие действующим нормам и правилам. В некоторых случаях этой гармонии достичь невозможно без доработки и изменения существующих СНИПов, СанПиНов, отраслевых стандартов», - высказал мнение зам.генерального директора ЗАО «Петербургский Гипроавиапром» Андрей Тюрин.
Компания «МОБЭЛ» - первопроходец в создании отечественных разработок для электротранспортных средств, привела пример такого несоответствия при внедрении электропогрузчиков с использованием ЛИА. «Результаты испытаний на Уральском электрохимическом комбинате подтвердили преимущества использования ЛИА в погрузчиках, прежде всего, благодаря их длительному сроку эксплуатации (более чем в 4 раза) и герметичности, объему запасенной энергии. ЛИА производства Лиотех не имеют вредных испарений (не выделяют водород и пары электролита), что позволяет отказаться от дорогостоящего содержания специальной зарядной комнаты. Но правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта (ПОТ РМ-008-99) предписывают обязательное наличие такой комнаты. Таким образом, устаревшие нормы лишают высокие технологии их конкурентных преимуществ», - сообщил в своём выступлении Василий Тиматков, заместитель технического директора компании «МОБЭЛ».
Старший советник по вопросам энергоэффективности и изменений климата офиса ПРООН в РФ Александр Аверченков рассказал о том, как изменяются мировые подходы к экологии, какие существуют системы компенсации и измерения вредных выбросов. «Сейчас ПРООН совместно с Министерством транспорта России приступает к реализации масштабного проекта «Сокращение выбросов парниковых газов от автотранспорта в городах России», пилотными регионами для реализации которого выбраны Казань и Калининград. Компания Лиотех – партнер ПРООН в этом большом проекте. Я приятно удивлен тем шагам, которые уже сделаны компаниями Лиотех, МОБЭЛ, институтами развития в лице РОСНАНО в деле внедрения экологического автотранспорта», - отметил в своём выступлении Александр Аверченков.
Подводя итоги семинара, депутат Государственной Думы РФ Андрей Крутов поблагодарил всех участников за практическую ценность дискуссии и сообщил о том, что «при комитете по энергетике ГД РФ во главе с И.Д. Грачевым будет создана Рабочая группа «Инновации в электроэнергетике», которая займётся устранением «нормативных барьеров» на пути внедрения инноваций в электроэнергетике».
Директор по связям с органами власти и регионами компании «Лиотех» Денис Горбатюк призвал всех заинтересованных производителей инновационных решений к конструктивному диалогу и объединению усилий в решении проблем, связанных с несовершенством законодательства. Также г-н Горбатюк предложил по итогам семинара выйти с предложением о создании пилотного федерального проекта для особо охраняемой природной территории – города Сочи. «Подход к такому проекту базируется не только на внедрении высоких технологий, но на принципиальном соблюдении ключевого критерия – экологичности. Инновационные, энергосберегающие, экологичные решения, применяемые на объектах Олимпийских игр, логично масштабировать в Сочи, а со временем – и в других субъектах РФ».
Организатор семинара компания Лиотех, благодарит за поддержку Комитет по энергетике Государственной Думы РФ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, а также выражает признательность ЗАО «Петербургский Гипроавиапром» за содействие в подготовке мероприятия.